Эмоциональный интеллект ребенка – это то, над чем нужно работать всем родителям. Психологиня фонда "Голоса детей" Людмила Романенко рассказала 24 Каналу о том, как лучше заниматься с ребенком, какие упражнения будут полезны, и с чем должны считаться взрослые в своем поведении.

Интересно Родился в рубашке: 4-месячного малыша затянуло торнадо – где его нашли родители

Что такое эмоциональный интеллект и когда можно работать над его развитием

Однажды я пришла домой раздраженная и принялась придираться к мелочам. Сын сразу заметил: "Мама, у тебя что-нибудь случилось на работе?". Он заметил, что обычно я так не веду себя, понял, что я чувствую. Это проявление развитого эмоционального интеллекта. Если бы у него были с этим проблемы, сын мог бы подумать, что это из-за него, что с ним что-то не так.

Другой пример: ребенок хочет допоздна смотреть мультики или играть, а мама говорит "достаточно" и забирает телефон. Ребенок с развитым эмоциональным интеллектом сможет проговорить свои ощущения: скажет, я злюсь/ображаюсь/хочу еще, но не будет кричать и драться.

Следует понимать, что мы не рождаемся с умением различать эмоции – над этим нужно работать. Например, если ребенок плачет, причины могут быть очень разными. Родителям следует быть наблюдательными и называть то, что проживает ребенок: "Ты сейчас сердишься/обиделся/расстроен/боишься". Если ситуация позволяет, говорить можно и во время плача, если же истерика слишком сильна – стоит сначала побыть рядом и переключить внимание ребенка.

Как научить детей контролировать свои эмоции: несколько приемов

После того как ребенок научился различать эмоции, можно развивать умение их контролировать. Вот что можно сделать:

  • Создайте дома уголки эмоций. В уголке злости можно изорвать бумагу и побить подушку, а в уголке сумму обнять игрушку и поплакать.
  • Для детей 2 – 3 лет вы можете добавить в уголок ведерко, банку или мешочек для грусти/злости/оскорбления, в которые ребенок может покричать, потому что в этом возрасте еще трудно проявлять эмоции другим способом. А старшие дети могут писать или рисовать свои эмоции и складывать в мешочки.
  • Говорите о том, что чувствуете. Взрослым не менее важно говорить о собственных эмоциях. В конфликтной ситуации сначала следует рассказать факты: что произошло, потом эмоции ребенка: ты обиделся/разозлился, а потом свои эмоции: например, меня это очень расстроило. Когда все все озвучили, можно говорить о конструктивном поведении в будущем.
  • Спрашивайте, что чувствует ребенок. Если это ребенок школьного возраста, важно не только проговаривать его эмоции, но и спрашивать, что испытывает он сам.
  • Играйте в игры на распознавание эмоций. Могут помочь карты с изображением разных эмоций или обычная наблюдательность.
  • Игра "Да/нет". В течение минуты взрослый все время говорит!, а ребенок "нет", а потом меняются. Это помогает приемлемым способом выразить свою агрессию. Взрослые часто хотят, чтобы ребенок с ними соглашался, а ему хочется наоборот.

Над эмоциями детей важно работать / Фото Pixabay

  • Физические упражнения. Бросать мяч, бить подушку, кусать бумагу, отжиматься – поможет, когда ребенок возбужден или раздражен.
  • Саморегуляция. Когда ребенок волнуется и не может унять чувства – помогают дыхательные упражнения. К примеру, "дыхание по единичке". Вдох – это носик единички, выдох – палочка.
  • Напряжение/расслабление. Сначала напрягаете поочередно кулачки, мышцы лица, шеи, ног, рук, а затем расслабляете. При следующем подходе можно напрячь сразу все мышцы и так же все вместе расслабить.
  • Смотрите мультики и читайте книги. Герои всегда ярко выражают эмоции и чувства. Можно за ними наблюдать и обсуждать, что сейчас чувствует герой, о котором вы читаете или видите.

Почему эмоциональный интеллект особенно важен во время войны

Во время войны многим взрослым, не только детям, трудно пережить свои эмоции. Но признать, что здесь мне страшно, а здесь – я скучаю по дому – необходимо, чтобы найти способы это все прожить. Если же человек будет вытеснять эти эмоции, это обязательно выльется либо в депрессию, либо в панические атаки, страхи или дурные сны.

Обязательно ли родителям развивать свой эмоциональный интеллект? Конечно, не все сводится к родителям, потому что есть еще семья, школа, сверстники и то, какой контент потребляет ребенок. На развитие эмоционального интеллекта также оказывают влияние наследственность и травматические опыты. Но гораздо легче, если родители этому процессу развития способствуют. То есть, если ребенка слышат, позволяют проговорить чувства и эмоции, когда в семье нет проявлений жестокого поведения, когда ребенку читают книги, рассказывают о других людях, то эмоциональный интеллект развивается сам.

Однако если родители замечают, что с ребенком что-то не так, или хотят заниматься развитием эмоционального интеллекта целенаправленно, то могут работать с этой темой самостоятельно.